Артем Гольденштерн
Детский психолог, владелец сети детских центров

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?

Общайтесь с воспитателями.

Мир изменился, и теперь мы больше задумываемся о том, как правильно воспитывать детей и не травмировать их. В государственных детских садах группы обычно большие, поэтому невозможно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. Тем не менее воспитатели стараются относиться к детям с вниманием. Случаи некорректного поведения, конечно, присутствуют, но они редки.

Родители могут снизить риски негативного опыта для своих детей. Приводя ребенка в сад, стоит поговорить с воспитателем: узнать его настроение, подарить комплимент или поделиться забавной историей о малыше. Такой контакт поможет заметить, не испытывает ли воспитатель эмоциональное выгорание, которое проявляется в раздражительности и апатии. Если вы заметите такие признаки, лучше обратиться к заведующей. Никто не хочет, чтобы что-то плохое случилось с детьми, и на это сообщение, скорее всего, отреагируют соответствующим образом. Воспитателю могут предложить помощь психолога.

Даже если у вас утром совсем нет времени, выделите минутку на общение с воспитателем, это очень важно.
Успех адаптации во многом зависит от настроения родителей.
Как определить готовность ребенка к саду?

Детский сад — это опция, а не обязательство, как школа. Родителям важно осознать, зачем они водят ребенка в сад. Если обеим родителям нужно работать, а альтернатив, таких как бабушка или няня, нет, детский сад будет хорошим решением, независимо от возраста.

Важно избавиться от родительских страхов. Если мама боится, что ребенок плохо адаптируется или часто будет болеть, это может стать проблемой. Успех адаптации во многом зависит от настроения родителей.

До трех лет адаптация также зависит от того, как ребенок общается со взрослыми. Налаживание контакта с воспитателем имеет значение, поскольку в этом возрасте дети часто играют параллельно, и их взаимодействие может быть трудным без помощи взрослого, который научит разрешать конфликты конструктивно.

Психологическая готовность к сепарации от мамы приходит примерно в три с половиной—четыре года, когда дети начинают интересоваться сверстниками и могут самостоятельно придумывать сюжетные игры. Хотя можно отдавать детей в сад и раньше, особо важной социализация становится именно в это время.

Если очевидно, что посещение детского сада неизбежно, и у ребенка есть задержка в развитии, нужно научить его различным сигналам, например, как продемонстрировать желание сходить в туалет. Коммуникация с воспитателем о таких нюансах поможет ребенку адаптироваться лучше. Использование подгузников или трудности в речи не являются серьезными преградами для начала посещения сада.
Если детский сад планируется после переезда, рождения нового ребенка или развода, рекомендуется заранее подготовить ребенка, чтобы избежать накопления стресса.
Как проходит обычная адаптация к детскому саду?

Для детей переход в детский сад — это стрессовая ситуация, ведь привычный распорядок жизни кардинально меняется. Он вынужден проводить много времени без мамы, общаться с большим количеством других детей и следовать установленным правилам.

Адаптация — это процесс, в ходе которого организм привыкает к новым условиям. В этом периоде могут проявляться следующие симптомы:
  • расстройства сна;
  • снижение аппетита;
  • деградация умений и навыков;
  • утрата интереса к познанию;
  • проявления апатии или агрессии;
  • быстрые перепады настроения;
  • частые простуды или обострение хронических болезней.
Важно понимать, что процесс адаптации начинает проявляться не сразу же, в первые дни, а примерно через 3—5 недель после начала посещения садика. Если в этот период ребенок ведет себя спокойно и адаптация проходит легко, то она продлится всего 2—4 недели, что встречается довольно часто. При средней адаптации ребенок играет со сверстниками, кушает, спит и ходит в туалет, но ему сложно расставаться с мамой по утрам. Основной момент — то как ребенок уходит из сада, а не в каком настроении он туда отправляется утром. Чаще всего дети с такой адаптацией вечером прощаются и заявляют, что желают вернуться завтра, или не хотят уходить домой. Этот тип адаптации считается наиболее распространенным и может продолжаться до двух месяцев.

Если даже спустя месяц нет никаких улучшений — ребенок не хочет идти в сад, нарушается сон, аппетит, его могут беспокоить такие проявления, как заикание, рвота или нервный тик — возможна тяжелая адаптация. Она может затянуться на несколько лет и проявляется крайне редко. В этом случае рекомендуется временно прекратить посещение сада и обратиться к специалистам, психологам и неврологам. В этом случае вероятны проблемы с сепарацией от мамы или особенности в развитии.

Важно не забывать, что на протяжении роста и развития ребенка могут влиять разные факторы, и на адаптацию в детском саду тоже.
Для ребенка переход в детский сад — это стресс, поскольку его привычный распорядок жизни кардинально меняется.
Как облегчить адаптацию к детскому саду?

Подготовка к детскому саду должна начинаться примерно за год. Вот несколько советов, которые помогут сделать этот переход более плавным.

1. Общение со сверстниками. Дети — социальные существа, и даже если до трех лет они не умеют играть вместе, важно, чтобы они видели других детей. Это поможет им привыкнуть к реакциям и эмоциям окружающих. Пропустив этап знакомству с товарищами, ребенку будет труднее адаптироваться.

2. Практика расставаний. Периодически оставляйте ребенка с родственниками или аниматорами. Дети, которые уже испытывали расставание с мамой, чаще справляются с адаптацией в саду. Не забудьте сказать, что вернетесь за ним.

3. Обучение самостоятельности. Научите ребенка одеваться, держать ложку, а также обращаться за помощью к воспитателям. Дайте ему возможность пробовать делать это самостоятельно, не давя и не критикуя.

4. Привычный режим. Если у ребенка режим сна и питания отличается от принятых в детском саду, ему будет сложно адаптироваться. Попробуйте заранее приучить его к соответствующим привычкам, включая разнообразные блюда.

5. Ознакомление с детским садом. Приводите ребенка на территорию сада, знакомьте с помещениями, читайте книжки и смотрите мультфильмы о детском садике, чтобы он приобрел представления о новом месте. Вот несколько рекомендаций:
  • Анна Дьюдни, «Лама в садике без мамы»
  • Татьяна Рабцева, «Вовка идет в детский сад»
  • И многое другое.
6. Посещение сада с ребенком. Приносите документы в детский сад вместе с ним. Покажите ему рисунки, игрушки и поделки, будьте спокойны и уверены.

7. Создание карты. Сделайте фотографии сада и создайте простую карту, чтобы ребенок мог визуализировать новое место. Это поможет вам его адаптации.

8. Общение с персоналом. Поговорите с заведующей и воспитателями. Уточните режим работы, меню, политику по вопросам здоровья. У каждого родителя могут быть свои приоритеты, так что задавайте интересующие вопросы.

9. Информирование воспитателя. Сообщите воспитателям о привычках и предпочтениях вашего ребенка: о страхах, особенностях утешения и предпочтениях в еде.

10. Поддержка дружеских связей. В современном мире родители играют важную роль в формировании дружбы своих детей. Используйте родительские чаты, чтобы узнать, кто с кем играет, и организовать совместные игры. Наличие друга в саду сделает адаптацию проще.

11. Постепенная адаптация. Начните с коротких посещений, постепенно увеличивая время до обеда, а затем до полного дня. Резкое "бросание" на весь день может вызвать тревогу у ребенка и затруднить адаптацию.

Соблюдая эти рекомендации, вы сможете значительно облегчить переход ребенка в детский сад и сделать его менее стрессовым.

Как облегчить утреннее расставание с мамой?
Вот некоторые эффективные методики:

1. Пусть ребенка проводит в садик другой взрослый. Если малыш плачет исключительно из-за мамы, ему может быть легче расставаться с папой или другим близким.

2. Проявить сочувствие. Скажите: «Ты не хочешь в сад, ведь рано вставать трудно. Но ты же знаешь, что родители работают, а маленьким деткам нужно внимание. В детском саду о них заботятся». Многие родители боятся таких фраз, но важно понимать, что выражая сопереживание, можно помочь ребенку адаптироваться.

3. Быстрота расставания. Говорите: «Тебе грустно расставаться, но мне пора на работу. Давай я поставлю будильник, мы обнимемся, поговорим и прощаемся, а когда он прозвонит, ты пойдешь играть, а я — на работу».
Важно прощаться, а не уходить без ведома ребенка, чтобы избежать его недоверия и чувства забытости.

4. Дать с собой вещь из дома. Например, футболку с вашим фото, семейная фотография или любимая игрушка. Они помогут ребенку справиться с тоской по вам.

5. Попросить воспитателя позвонить. Если ребенок слишком долго плачет и не приходит в нормальное состояние, воспитатели обычно готовы идти на такой контакт. Если вы приходите за ним раньше, сообщите: «Я все сделала и пришла». Важно, чтобы у мамы была возможность прийти в сад в случае необходимости.
Как понять, что ребенку плохо?
Отличным вариантом будет завести специальный дневник, где вы будете отмечать все беспокоящие вас проявления. Например, если раньше ребенок хорошо спал, а теперь, начиная ходить в детский сад, засыпает поздно и беспокойно — отметьте это. Если он начал заикаться или стал капризным, записывайте все случаи, даже если они происходят в отдельные дни. Это поможет отслеживать состояние ребенка.

Попробуйте провести диагностику самостоятельно:
  1. Игры с игрушками. Поиграйте в детский сад с мягкими игрушками. Если игрушка-воспитатель говорит детям замолчать, возможно, и в реальной жизни воспитательница поступает так же.
  2. Аппликации. Попросите ребенка вырезать фигурки для каждого малыша и воспитателя. Если он прикрепляет всех животных рядом, а себя изображает маленькой серой мышкой в стороне, это сигнализирует о возможных трудностях в общении.

Чего не стоит говорить ребенку о детском саде?
Иногда родители, сами того не подозревая, создают у ребенка негативные представления о детском саде. Избегайте таких фраз:

  • «Тебе нравится в детском саду?» Это может спровоцировать тревогу. Лучше не задавайте его с целью подтвердить свои страхи.

  • «Я не любила ходить в детский сад». После такого ребенок может отвергнуть собственное позитивное впечатление, так как пример из родительского опыта влияет на него.

  • «Марья Ивановна, наверное, злая». Обсуждать воспитателей при ребенке - плохая идея, особенно в негативном ключе. Он должен чувствовать себя с ними комфортно.

  • «Будешь плохо себя вести — пойдешь в сад». Пугать ребенка местом, где ему должно быть уютно и комфортно - плохая идея, мягко говоря. Да и сами угрозы в принципе не способны создать доверительную атмосферу между родителями и детьми.
Вам может быть интересно: