Внешняя мотивация — это влияние извне, которое может проявляться в виде поощрений или наказаний. Она бывает положительной, когда ребенок, например, получает новый гаджет за хорошие оценки, или отрицательной, когда ему отказывают в удовольствии, например, в поездке в лагерь, если он получит плохие отметки.
Внутренняя мотивация опирается непосредственно на то, что сама деятельность и ее последствия значат для ребенка.
Положительная внутренняя мотивация проявляется, при стремлении к высоким оценкам, чтобы успешного поступления в университет, который соответствует его мечтам. Отрицательная же возникает, когда он осознает, что если не будет учиться на должном уровне, у него не получится поступить на бесплатное обучение.
Самым эффективным методом является именно внутренняя положительная мотивация. Она является источником многих выдающихся достижений и успешных проектов. Люди, которые достигли значительных результатов в жизни, чаще всего имеют сильную внутреннюю мотивацию. В то же время внешняя мотивация, согласно исследованиям, не может по-настоящему заинтересовать ребенка учебой. Альфи Кон, автор книги «Наказание наградой», подчеркивает, что когда ребенку предлагают «пряник» в виде внешнего поощрения, он скорее будет искать самый легкий и безопасный способ выполнить задание, чем творчески подходить к решению. В результате возникают списывания, использование решебников и выполнение домашних заданий с помощью интернет-ресурсов. Какова разница, каким образом достичь результата, если главное — это новый телефон или игрушка?
Таким образом, лучшее, что вы можете сделать, чтобы заинтересовать ребенка учебой, — это помочь ему искренне полюбить сам процесс обучения. Как правило, это бывает непросто, особенно когда в школе преобладают строгие преподаватели, постоянно возникают конфликты с одноклассниками, да и в целом царит недоброжелательная атмосфера.