Артем Гольденштерн
Детский психолог, владелец сети детских центров

Ребенок не хочет учиться! Что делать?

И как с ним при этом не поругаться
Вопрос о том, как заинтересовать ребенка учебной деятельностью, возникает у каждого родителя рано или поздно. Каждый из нас имеет склонность к прокрастинации и периодам лени, и это совершенно нормально, если такие моменты случаются время от времени. Но что делать, если ваш ребенок не проявляет никакого интереса к школьной программе, избегает учебы и ищет любые причины, чтобы не выполнять домашние задания? Как же сделать занятия более привлекательными для детей?
Давление и принуждение к учебе вовсе не являются решением проблемы.
Давление и принуждение к учебе вовсе не являются решением проблемы. В худшем случае это может привести к списыванию, и у вас может возникнуть ухудшение взаимопонимания внутри семьи. Никто не любит постоянное давление, а такой подход может сформировать стойкое неприязненное отношение к образованию. Это крайне нежелательно, поскольку мир сейчас развивается семимильными шагами, и для того чтобы не отстать, важно постоянно совершать шаги к своему развитию.

Надежный метод привлечь ребенка к учебе — это создание хорошей мотивации. В мотивации можно выделить несколько типов: положительную, отрицательную, а так же внутреннюю и внешнюю. Давайте подробнее рассмотрим эти категории.

Виды мотивации к обучению:

Квадрат мотивации
Квадрат мотивации
Внешняя мотивация — это влияние извне, которое может проявляться в виде поощрений или наказаний. Она бывает положительной, когда ребенок, например, получает новый гаджет за хорошие оценки, или отрицательной, когда ему отказывают в удовольствии, например, в поездке в лагерь, если он получит плохие отметки.

Внутренняя мотивация опирается непосредственно на то, что сама деятельность и ее последствия значат для ребенка.

Положительная внутренняя мотивация проявляется, при стремлении к высоким оценкам, чтобы успешного поступления в университет, который соответствует его мечтам. Отрицательная же возникает, когда он осознает, что если не будет учиться на должном уровне, у него не получится поступить на бесплатное обучение.

Самым эффективным методом является именно внутренняя положительная мотивация. Она является источником многих выдающихся достижений и успешных проектов. Люди, которые достигли значительных результатов в жизни, чаще всего имеют сильную внутреннюю мотивацию. В то же время внешняя мотивация, согласно исследованиям, не может по-настоящему заинтересовать ребенка учебой. Альфи Кон, автор книги «Наказание наградой», подчеркивает, что когда ребенку предлагают «пряник» в виде внешнего поощрения, он скорее будет искать самый легкий и безопасный способ выполнить задание, чем творчески подходить к решению. В результате возникают списывания, использование решебников и выполнение домашних заданий с помощью интернет-ресурсов. Какова разница, каким образом достичь результата, если главное — это новый телефон или игрушка?

Таким образом, лучшее, что вы можете сделать, чтобы заинтересовать ребенка учебой, — это помочь ему искренне полюбить сам процесс обучения. Как правило, это бывает непросто, особенно когда в школе преобладают строгие преподаватели, постоянно возникают конфликты с одноклассниками, да и в целом царит недоброжелательная атмосфера.

Как мотивировать ребенка учиться: советы психологов

Ребенок смотрит телевизор с родителями
Совместный просмотр обучающих видео - отличная идея
Совет 1. Создавайте подходящую атмосферу для учёбы.
Если у вас есть какое-то увлечение, например, игра на музыкальном инструменте, вы вряд ли будете заниматься им в состоянии усталости или плохого настроения. Это правило касается и учебы.

Ребенку необходимо приступать к урокам, когда он спокоен, отдохнув и сыт. Вы можете помочь ему войти в учебный ритм, подготовив комфортное рабочее место с организатором, стикерами и хорошим освещением. Полезно также перед выполнением домашних заданий просмотреть заметки с предыдущих уроков, чтобы настроиться.

Совет 2. Поддерживайте увлечения ребенка.
Поощряйте все положительные интересы вашего подростка. Если его тянет к астрономии и космосу, то вы можете организовать выезд на природу ночью для наблюдения звезд, обсудить покупку телескопа. Если он интересуется литературой, то можно отправиться в места, где жили и творили известные поэты и писатели. Участвуйте в мероприятиях, относящихся к интересам вашего ребенка, и делитесь впечатлениями о них.

Совет 3. Вдохновляйтесь примерами успеха.
Как было сказано ранее, успешные люди — это настоящие воплощения внутренней мотивации. Порядок мыслей современного поколения, называемого «центениалами», включает рассказы об успехах бизнесменов, технологических новаторов и предпринимателей. Изучите биографии таких личностей, как Джека Ма, Стив Джобс, Илон Маск. Эти люди - пример самообразования в течение всей жизни и бесконечной тяги к знаниям. Джек Ма в детстве много времени проводил, общаясь с иностранными туристами для изучения английского языка, а Илон Маск с нуля запрограммировал себя на изучение космонавтики, физики и инженерного дела. Их истории успеха могут стать неожиданным стимулом для вовлечения ребенка в учебу.

Совет 4. Будьте открытыми к вопросам.
Не игнорируйте вопросы ребенка, даже если они кажутся вам незначительными или глупыми. Объясняя все подробно и с энтузиазмом, вы сформируете у любознательность и он не будет бояться ее проявлять. Он будет развивать критическое мышление и, скорее всего, начнет задавать вопросы не только себе, но и окружающим. В итоге не придется заставлять его учиться — ребенок сам будет штудировать книги и получать от этого удовольствие.

Совет 5. Создавайте правильное окружение.
Не редкость, что отсутствие интереса к учебе среди сверстников может отвернуть от образования. Привить любовь к обучению может правильное окружение. Друзья, коллеги по кружкам, одноклассники и даже старшие братья или сестры могут служить образцом и заинтересовать его в учебе.


Ребенок не хочет учиться, ребенок с книгами
Ребенок не хочет учиться
Совет 6. Учитесь вместе с ребенком.
Покажите, что вам тоже интересно познавать новое. Если ребенок в школе проходит азы квантовой физики, вы можете вместе с ним посмотреть научно популярное видео на эту тему и обсудить тему.

Совместные игры также отлично подходят для обучения!

Совет 7. Хвалите и давайте конструктивную критику.
Эффективная обратная связь является важным элементом мотивации. Хвалите ребенка достижения в школе, нестандартный подход к обучению и стремление к знаниям. Однако обращайте внимание на то, как вы критикуете. Избегайте оценочных фраз, таких как «Ты плохо подготовился! » или выражений разочарования. Вместо этого, вместе с ребенком проанализируйте, что было сделано хорошо, а что можно улучшить в следующий раз.

Избегайте оценки ребенка как личности. Говорите, как вы себя чувствуете в связи с его действиями. Так он поймет, что его поступки влияют на людей вокруг. Например, после успешного выполнения задания можно сказать: «Я рада, что ты разобрался с этой темой». Или спросите, как он чувствует себя после преодоления трудностей.

Совет 8. Облегчите нагрузку.
Знать о всех предметах все детали невозможно. Если подростку не интересна, например, химия, не следует настаивать, чтобы он стремился к высоким результатам — достаточно изучить минимум для аттестации. Углубленное изучение предметов, действительно его привлекающих, может оказать большее влияние на будущую карьеру.

Как не отбить у ребенка желание учиться

Дайте ребенку время на его увлечения и общения с друзьями
Не сравнивать с другими детьми.
Хотя здоровая конкуренция может послужить мотивацией, это уместно только во взрослом возрасте и далеко не для каждого. Постоянное сравнение ребенка с его сверстниками может вызывать у него демотивацию и нежелание учиться.

Не переходите на личности.
Как бы вас ни разочаровал очередной проступок ребенка, избегайте оскорбительных высказываний. Слова могут сильно ранить, и мгновенно сказанная фраза может остаться в памяти и негативно сказаться на дальнейшей жизни. Если ребенку постоянно напоминать о его недостатках, он не будет стремиться их преодолеть. Лучше отмечайте его усилия и достижения. Например: «Я заметила, как долго ты готовился к контрольной работе. Я горжусь твоими усилиями! »

Не перегружайте учебной нагрузкой.
В 1965 году учительница начальной школы Барбара Шил провела интересный эксперимент в своем коррекционном классе из 36 трудных подростков. Она предоставила ребятам свободу в планировании учебного дня и лишь помогала им в составлении плана. В итоге дети обрели внутреннюю мотивацию и стали значительно лучше учиться.

Не ставьте учёбу в центр внимания.
Поощряйте увлечения и занятия спортом, музыкой и творчеством. Дайте ребенку время на его увлечения и общения с друзьями. Даже когда учеба станет любимым занятием, перерывы для других активностей все равно необходимы.
Вам может быть интересно: