Артем Гольденштерн
Детский психолог, владелец сети детских центров

Сколько можно сидеть в телефоне детям?

«Смертельные» 4 часа: Как долгое пребывание за экраном телефона угрожает детям
Каковы занятия ваших детей в эти затянувшиеся выходные? Возможно, они погружены в свои смартфоны? На самом деле, это вопрос, не требующий ответа. Скорее всего, так оно и есть. Убедить их оставить гаджеты — задача непростая. Тем не менее, постарайтесь периодически отвлекать их на иные виды активностей: отправляйтесь с ними на каток, встречайтесь с друзьями или отправляйтесь кататься с горок. Любые методы оправданы, чтобы оторвать детей от экрана, в разумных пределах, конечно.
Критическим показателем для здоровья является время, превышающее 4 часа в сутки, проведенное с смартфоном.
Обширное исследование, проведенное в Южной Корее, дало возможность определить, сколько времени подростки проводят со смартфонами, и выявить связь между чрезмерным использованием этих устройств и негативным влиянием не только на физическое здоровье детей, но и на их психику. Под наблюдением ученых оказались 50 000 подростков с 2017 по 2020 год.

Первое, что удалось выяснить, это то, что молодежь все более активно использует свои телефоны.

В 2020 году 85, 7% опрошенных подростков заявили, что проводят более двух часов за смартфоном ежедневно, в то время как в 2017 году этот показатель составлял 64, 3%. С увеличением времени, проводимого за этими устройствами, все больше появляется свидетельств о том, что использование смартфонов связано с множеством негативных последствий для здоровья подростков. К ним относятся расстройства сна, снижение остроты зрения и различные проблемы с опорно-двигательным аппаратом, первым признаком которых может быть боль в шее и плечах.

Научные специалисты из Кореи подтвердили, что критическим показателем для здоровья является время, превышающее 4 часа в сутки, проведенное с смартфоном.

Сколько можно пользоваться телефоном детям?

Дети сидят в телефонах
К сожалению, последние 10 лет дети гуляют именно так
Подростки, использующие свои телефоны более 4 часов в день, демонстрировали высокие уровни стресса, увеличенное количество мыслей о самоубийстве, а также более высокий риск зависимости от алкоголя и высокий уровень ожирения в сравнении с теми, кто проводил меньше четырех часов с гаджетами.

Любители длительного времяпрепровождения за смартфонами были гораздо больше подвержены стрессовым ситуациям, страдали от бессонницы и проявлений депрессии.

Некоторые подростки из исследуемой группы проводили до 11 часов в день за экранами! Все их общение с друзьями, игры, учеба, чтение новостей были исключительно через гаджеты.

Росподтребнадзор уже давно разработал рекомендации по суммарному времени, которое ребенок должен проводить за гаджетами дома и на учебе. Например, для персонального компьютера это время начинается от 40 минут в школе и 80 минут дома в 1-2 классе, и далее плавно увеличивается до 70 минут в школе и 170 минут дома к 11 классу.

Тревожные признаки, которым следует уделить внимание
Ребенок сидит в телефоне
Занимать свободное время ребенка гаджетами - не лучшая идея
Обратите внимание на следующие симптомы, свидетельствующие о необходимости сделать паузу и (или) выполнить зарядку для глаз:

- Покраснение и сухость глаз
- Затуманенность и нечеткость зрения при взгляде вдаль
- Боли в шее и плечах
- Головные боли

Если ваш ребенок слишком часто сталкивается с этими проблемами, это повод обратиться за консультацией к врачу.

Как понять, что у ребенка начались психологические проблемы

  • Важно фиксировать признаки психического дискомфорта у ребенка, такие как:
- Пониженное настроение
- Самообвинения («Может, это было неизбежно», «Я не заслуживаю ничего хорошего»)
- Любые проявления самоповреждения (порезы, ожоги) как попытка наказать себя или уменьшить психическое напряжение
- Мысли о самоубийстве

Ребенок не хочет учиться, ребенок с книгами
  • Тревожным знаком может являться отсутствие друзей у ребенка.
Общение со сверстниками становится особенно важным в младшем подростковом возрасте, начиная с 10 лет. Дети этого возраста активно ищут себе единомышленников и желают быть частью дружеской компании. Если у ребенка нет такого круга общения, он может чувствовать себя по-настоящему одиноким.

  • Необходимо обратить внимание на настроение ребенка, когда он идет в школу, и то, о чем он рассказывает о своей школьной жизни. Плохим знаком является, если ребенок плачет до и после учебы, либо пропускает занятия.

- Если поход в школу становится для него настоящей пыткой, не стоит упоминать о вашем собственном опыте. Лучше выясните, что именно происходит в школе, так как причины могут быть разнообразными, включая буллинг со стороны сверстников или ненадлежащее поведение учителей. Даже банальное получение плохой оценки вызывать эмоциональные сложности.

  • Если ребенок дни напролет сидит в своем смартфоне и не имеет желания общаться с друзьями ни при личных встречах, ни по телефону, обратите на это внимание, так как это действительно опасный сигнал.

-Не следует возводить гаджеты в ранг врагов; следует анализировать, как обстоят дела с отношениями ребенка со сверстниками и взрослыми.

  • Если ваш ребенок замкнулся в себе, уныл и молчалив, не бойтесь спросить его о причинах его состояния. Откладывать этот разговор на потом не стоит: может быть, это перерастет в хроническую депрессию или даже привести к серьезным психологическим проблемам.

  • Если ребенок все таки рассказал вам о своих переживаниях, не стоит закрывать на это глаза, используя утешительные фразы. Толерантный подход и искренний интерес могут помочь наладить контакт.

  • Рассказать ребенку об основах безопасного поведения в интернете в виде кратких правил следует по одному — два правила за раз. Основные из них:
- Не раскрывай личную информацию незнакомцам (возраст, место жительства, учебное заведение и тому подобное).
- Не отправляй и не принимай фотографии от незнакомых людей.
- Избегай встреч с незнакомцами.
- О любых просьбах от незнакомцев сообщай родителям.

  • Делитесь с ребенком своими жизненными примерами о том, как справлялись с трудными ситуациями, например, через историю о столкновении с интернет-мошенниками.

Родители часто боятся подорвать свой авторитет в глазах ребенка, делясь собственным опытом поражения и последующего преодоления трудностей, вы можете подготовить ребенка к подобным ситуациям, обладая базой для принятия правильных решений.

  • Установите родительский контроль на устройствах детей, особенно когда они только начинают пользоваться планшетами и телефонами.

Для самых маленьких (дошкольников) можно установить ограничения по времени, например, устройство будет выключаться по истечении 20 минут.
С возрастом и увеличением саморегуляции дети становятся способны самостоятельно управлять временем, проведенным за гаджетами.

Людям важно общаться с другими людьми, причем такое общение должно приносить радость, как в реальной жизни, так и в виртуальной реальности. Если ребенок предпочитает проводить время в телефоне вместо общения с друзьями, это может стать основанием для откровенного разговора о происходящем в его жизни. Возможно, он поссорился с кем-то из друзей или переживает другие трудности. В этом случае стоило бы выяснить, что же именно привело к подобному выбору.
Вам может быть интересно: